Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 2
1. Понятие глаголов движения в процессе обучения русскому языку как иностранному 5
2. Общие подходы к преподаванию глаголов движения в переносном значении на занятиях по русскому языку как иностранному 10
3. Последовательность обучения глаголов движения в переносном значении на занятиях по русскому языку как иностранному 13
Заключение 15
Список литературы 16
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Лексико-грамматическая группа глаголов движения является одной из самых древних и ярких глагольных групп. Любопытно, что они - самые подвижные в русском языке, у них много разных значений, и каждый раз появляются новые. Глаголы движения занимают центральное место в грамматике языка, они представляют собой одну из важнейших характеристик протекания действия. Основная цель изучения русского языка как иностранного - овладение студентами определенной системой знаний и практическое усвоение языка как инструмента коммуникации, выражения мысли в бытовом общении и в профессиональной сфере.
Одной из наиболее сложных при обучении иностранцев русскому языку является тема «Глаголы движения». Обращение к этой теме обусловлено как языковыми, так и методическими причинами:
а) эта группа глаголов - одна из наиболее активных в словообразовательном отношении;
б) глаголы движения многозначны и могут иметь переносное значение, поэтому их конкретные значения определяются только в контексте; в) они используются в разных сферах общения, в разных стилях речи [1, с. 3]. Все это предопределяет то, как, в какой последовательности и в каком объеме будет изучаться эта тема, какие методические приемы будут использоваться, чтобы ученик максимально результативно усвоил тему и приобрел соответствующие речевые навыки.
Тема “глаголы движения” является одной из наиболее слож¬ных при обучении русскому языку как иностранному/неродному. Выделение данной темы в процессе обучения русскому языку об¬условлено рядом причин как лингвистического, так и методического характера, а именно:
• глаголы движения распространены в разных сферах общения, а также широко представлены в художественной и публицистической литературе;
• изучение глаголов движения дает возможность в рамках лек¬сически ограниченной группы слов познакомить учащихся с языковыми средствами, обозначающими пространственную ориентацию;
• глаголы движения – одна из наиболее активных в словообра-зовательном отношении глагольная группа;
• глаголы движения многозначны, поэтому их конкретные зна¬чения выделяются и уточняются в контексте. Это предопреде¬ляет их большие возможности для развития речемыслитель¬ных способностей учащихся.
• глаголы движения широко употребляются в переносном зна¬чении.
Актуальность исследуемой проблемы. Жизнь человека связана с постоянным перемещением в окружающем пространстве, поэтому мы достаточно часто передаем в нашей речи информацию о движении. В силу специфичности глаголов движения их освоение обычно вызывает у иностранных студентов затруднения не только на начальном уровне изучения русского языка, но на продвинутом этапе. Изучение этих глаголов необходимо, потому что они широко используются в повседневной речи и в художественной литературе, при коммуникации в социально-культурной, учебной и деловой сферах общения.
Цель исследования: рассмотреть основные особенности преподавания глаголов движения в переносном значении на занятиях по русскому языку как иностранному
Объект исследования: преподавание русского языка как иностранного
Предмет исследования: особенности преподавания глаголов движения в переносном значении на занятиях по русскому языку как иностранному.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие глаголов движения в процессе обучения русскому языку как иностранному;
2. Описать общие подходы к преподаванию глаголов движения в переносном значении на занятиях по русскому языку как иностранному;
3. Указать последовательность обучения глаголов движения в переносном значении на занятиях по русскому языку как иностранному.
1. Понятие глаголов движения в процессе обучения русскому языку как иностранному
Глаголы движения - это глаголы несовершенного вида, обозначающие движение и перемещение в пространстве. Они вступают между собой в антонимичные отношения по однонаправленности - неоднонаправленности, по некратности - кратности движения. Традиционно в русском языке выделяют 18 пар бесприставочных глаголов движения. В работе С. В. Ахмадуллиной [2] дифференциация глаголов движения проводится прежде всего семантически по способу перемещения и обстоятельствам передвижения:
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Бабаханян М.Г. Изучаем русские глаголы движения: учебно-методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного / неродного. Ер.: Изд. ЕГУ, 2015. 102 с.
2. Майсак Т.А. Типология грамматикализации конструкций с глаголами движения и глаголами позиции. М.: Языки славян. культур, 2005. 478 с.
3. Майсак Т.А., Рахилина Е.В. Семантика и статистика: глагол идти на фоне других глаголов движения // Логический анализ языка: Языки динамического мира / под ред. Н.Д. Арутюновой, И.Б. Шатуновского. Дубна: Междунар. ун-т природы, общества и человека «Дубна», 1999. С. 53-66.
4. Москвин В.П. Семантика и синтаксис русского глагола. Киев: Изд-во КГПУ ИЯ, 1993. 245 с.
5. Муравьева Л.С. Verbs of motion in Russian = Глаголы движения в русском языке. М.: Рус. яз., 2016. 276 с.
6. Юдина Л.П. Идти или ходить? Глаголы движения в речи: пособие для студентов, изучающих русский язык как иностранный. М.: Русский язык. Курсы, 2010. 196 с.
7. Богомолов А.Н., Петанова А.Ю. Приходите...! Приезжайте...! Прилетайте...! СПб.: Златоуст, 2015. 104 с.
8. Скворцова Г.Л. Глаголы движения - без ошибок: пособие для студентов, изучающих русский язык как иностранный. М.: Русский язык. Курсы, 2019. 136 с.
9. Корчик Л.С. Глаголы движения в русском языке и особенности их преподавания в китайской аудитории // Вестник РУДН, серия Вопросы образования: языки и специальность. 2012. № 1. С. 84-91.
10. Кузнецова Е.Г. Средства креолизации учебных текстов в методике преподавания русского языка как иностранного // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 2. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28632 (дата обращения: 06.05.2020).
11. Бабаханян М.Г. Изучаем русские глаголы движения/Учебно-методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного/неродного; - Ер.: Изд. ЕГУ, 2015, 102 с.
12. Виноградов В.Д. Лингводидактические основы обучения рус-скому языку и культуре речи: сб. избр. статей и докладов / В.Д. Виноградов. - Н. Новгород: изд-во НГПУ, 2001. - 165 с.
13. Муравьёва Л.С. Глаголы движения в русском языке: Для гово-рящих на английском языке / Л.С. Муравьёва. - М.: Рус. яз., 1986. - 5-е изд. - 238 с.
14. Архипова Л.В. Изучаем глаголы движения: учебно-методичес-кое пособие / Л.В. Архипова. - Тамбов: изд-во Тамб. гос. техн. ун¬та, 2006. - 72 с..